среда, 3 марта 2010 г.

Что такое инновация?

К нам часто приходят изобретатели со словами "У меня есть классная инновация, давайте с вами ...". Но при подробном рассмотрении оказывается, что "инновация" в их устах - лишь модное, раскрученное слово; а на самом деле это - не инновация, а что-то другое.

Поскольку описанная ситуация - не единичная, я решил написать маленький ликбез на тему "Что такое инновации?".

Первое, с чего надо начать - это определить все термины, связанные со словом "инновация".
Термины, являющиеся в определенной степени синонимами "инновации" это: "новация", "новшество", "нововведение", "изобретение".

Толковый словарь Ушакова трактует новшество как новый обычай, новый порядок. Мы можем расширить это определение и включить в него новое техническое решение, новую бизнес-идею, новый бизнес-процесс.

Новация в переводе с латыни означает обновление, изменение. Т.е. является синонимом новшеству.

Нововведение означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее [1].

Изобретение - это техническое решение, обладающее новизной, изобретательским уровнем (т.е. не должно быть очевидно), практической применимостью, полезностью для хозяйственной деятельности.
Кроме изобретения выделяются термины "полезная модель", "промышленный образец". Они все могут быть обобщены понятием "новое техническое решение".


И, наконец, мы подходим к определению того, что же такое инновация.
Здесь следует отметить, что единое определение термина "инновация" до сих пор еще не сложилось. Разные авторы дают отличающиеся определения; и поэтому можно выделить общие черты, и можно определить различия.

Процитирую Портал информационной поддержки инновационных проектов:

В зависимости от целей и предметов исследования каждый экономист по-своему рассматривает инновации:
  • как процесс(Б.Твисс, А.Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);
  • как систему (Н.И. Лапин, Й.Шумпетер);
  • как изменение (Ф.Валента, Ю.В. Яковец, Л.Водачек и др.);
  • как результат(А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, Д. В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова).


Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах.

М.Хучек отмечает, что в словаре польского языка инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу.

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В словаре "Научно-технический прогресс" инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Авторы справочного пособия "Инновационный менеджмент" П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и др. считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

В.Г. Медынский считает, что под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Исходя из вышеизложенного материала, можно выделить следующие свойства инновации:
Во-первых, инновация – есть конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности в определенной сфере.
Во-вторых, инновация по определенным своим характеристикам отличается от предшествующих аналогов.
В третьих, инновация создается с целью получения экономического, управленческого, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Под инновацией следует понимать конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности людей, отличающийся от предшествующих аналогов, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта или усовершенствованного технологического процесса, созданный с целью получения экономического, управленческого, экологического или другого вида эффекта. [2]


Какой итог можно подвести из всего вышесказанного?

Во-первых, инновация - это что-то новое.
Либо новое в технике (изобретение), либо в маркетинге, управлении персоналом, логистике - но в любом случае, это новшество, не известное ранее.

Во-вторых, инновация - это что-то, что дает эффект.
Как правило - экономический эффект (т.е. прибыль), хотя некоторые широкие трактовки допускают и другие эффекты.

Но, если рассматривать эффект в узкой трактовке - т.е. только экономический эффект, тут же становится ясно "в-третьих": инновация - это объект, который покупают.
Если авторы (пока) не нашли ни одного потребителя, готового платить за объект, значит этот объект - не инновация (по крайней мере, пока).


Итак, можно сформулировать краткий тезис: "если объект обладает новизной и его готовы купить, значит это - инновация".


Выше я ответил на вопрос "что такое инновация". Но еще остается вопрос "откуда берется инновация".
Поэтому - продолжение следует.

1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
2. http://www.projects.innovbusiness.ru/content/document_r_B34F1E23-71CD-4BD5-AE39-24BAB1366CE3.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий