пятница, 8 октября 2010 г.

Основатель и ворчание жены

Сегодня позвольте предложить Вашему вниманию статью Юрия Амосова, научного руководителя «Инновационного института» при МФТИ, преподавателя технологического предпринимательства МФТИ, постоянного автора журнала «Эксперт».


– А как твоя жена относится к тому, что ты делаешь со мной стартап? – спрашиваю я своего партнера. – Не ругается, что со мной связался?

– Ну… в общем, нет, – с некоторой неуверенностью и подумав, отвечает партнер.

Это значит – регулярно ворчит, к гадалке не ходи.

Основывать стартап в одиночку не самая лучшая идея. Самое простое разделение обязанностей – один пишет код, другой бегает по партнерам и пишет презентации. В нашей презентации должности прописаны просто: «главный по бизнесу» и «главный по технологии», но это довольно условное деление. С клиентами мы работаем вдвоем, документы пишем на равных, архитектуру проектируем сообща. Провести черту в нашем бизнесе и сказать, что тут один основатель заканчивается, другой начинается, я не рискну. Случись что с одним партнером, другой должен быть на подхвате. Чаще партнеры не взаимозаменяемы полностью, что тем паче делает невозможным работу в одиночку.

В английском сленге партнер в стартапе носит имя founder, «основатель» – хорошее и правильное название. Работа основателя именно в том, чтоб основать новый бизнес в меру сил и способностей: заложить фундамент организации, который, говоря метафорически, должен не только выдержать стены и крышу, но и определит, каким будет здание.

Основное различие основателя и наемного сотрудника – в том, что основатель должен не только не ждать денег за труд, а наоборот, при необходимости еще и свои вкладывать. Основной вклад основателя, конечно, не денежный – трудовой. Но с практической точки зрения это что в лоб, что по лбу. Труд стоит денег – тех, что основатель не заработает где-то еще. А деньги позволяют в свою очередь нанять кого-то на выполнение этой работы.

И нет ничего удивительного в том, что члены семей основателей относятся к этому занятию, пока вложенный труд не приносит финансовой отдачи, скажем так, амбивалентно. А инвестировать в стартап труд надо не то что даже долго, а просто непонятно сколько времени. Неизвестная бесконечность пугает хуже долгого, но конечного срока.

Найти основателя – занятие сколь же необходимое, сколь и непростое. В США на популярном ресурсе Thefunded есть специальная доска объявлений «ищу со-основателя». Бизнесмены ищут инженеров, инженеры бизнесменов. Находят с трудом. Еще чаще находят не то.

Блоггер Майкл Поуп, «бизнесмен», рассказал недавно в своем блоге как хотел открыть веб-сервис и в итоге за год сменил четырех инженеров-основателей, которые оставили ему на память четыре недоделанных вебсайта. Четыре разных, причем. Видимо, каждый основатель смотрел на труды предшественника, говорил «все это ерунда, надо переписать с нуля», начинал переписывать, налетал на проблемы, – и линял с проекта.

Другой блоггер, Джошуа Вольц, «инженер», ответил на эту публикацию своим рассказом о том, как его доконали предложения сделать от начала до конца за полгодика-годик бесплатно очередной Очень Перспективный Проект за долю в бизнесе от 5 до 20% и посоветовал платить инженеру нормальные деньги или как минимум показать подписанные контракты с клиентами, на худой конец связи, чтоб их привести.

Что интересно, Поуп, в итоге, так и решил свою проблему: пошел сам учиться программированию, познакомился в ходе учебы с другой программисткой, поопытнее, наскреб денег и заплатил ей.

Если же денег нет, то от со-основателя требуется энтузиазм. Если он не загорится вашим предложением – это не тот человек. Причем надо именно гореть, а не пыхнуть и угаснуть. Гореть делом как своим могут немногие: не у всех на это топлива хватает.

Где берут основателей? На сайтах предпринимателей? Насколько я могу судить из своего опыта, даже на самом популярном Thefunded отклик на объявления единичный, и откликаются не те. По рекомендации? Рекомендатели часто сами не знают, кого рекомендуют. Как-то в одном из моих предыдущих стартапов мне и моему партнеру директор венчурного фонда порекомендовал в партнеры другого предпринимателя, пришедшего в венчурный фонд с идеей. Мы пригласили его и предложили взять на себя часть работы. Он блистательно провалил все, что можно, развлекая нас по ходу постоянным нытьем и отмазками, занял у моего партнера в долг (недостаточно много, чтоб гоняться за ним, и достаточно много, чтоб все же урок запомнить) и смылся. Позже я спросил рекомендателя: «Зачем же ты мне его рекомендовал, если человек оказался такой недотепа?» Тот развел руками: «Я его и не видел… но бизнес-план вроде прислал, значит, наверно, работать хотел…»

Как я нашел своего текущего партнера? По рекомендации. Из венчурного фонда. Я спросил знакомого, работавшего в этом фонде, знает ли он кого-нибудь с опытом работы на мобильных платформах. Тот прислал мне пять имен из своей базы проектов. Помню, как спросил его про своего будущего партнера: «А ты с ним лично знаком?» «Нет, – честно ответил мой знакомый, – я его не видел, мы думали пригласить его на свой проект, но вроде к твоему описанию он подходит…» Я позвонил человеку и кратко рассказал, что мне нужно, спросил, сколько он хочет за работу. Сошлись в цене, я заплатил, заказал еще, заплатил еще… Через год такой работы я спросил его: «Хочешь в партнеры?» Он хотел уже давно, только стеснялся заговорить об этом первым.

Оказывается, то, что для одного балласт, для другого – ресурс. В моих руках была валюта ценнее денег – доля в стартапе. Ценнее с точки зрения человека, который уже был сухим топливом энтузиазма к новому делу и только и ждал шанса – спички, чтобы пыхнуть и гореть долгим устойчивым пламенем. Так я и получил своего партнера. И мне с ним очень повезло: мы работаем вместе третий год.

Правда, жена на него иногда ворчит. Но жену я стараюсь баловать по мере сил и возможностей. От ворчания это совсем не избавит, но, по крайней мере, у нее перед глазами будет не абстрактный, а предметный образ мучителя ее мужа. На тон ворчания это влияет позитивно – что и нужно стартапу.


По материалам сайта slon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий