пятница, 20 ноября 2009 г.

217й закон: чего не хватает?

Вы, наверное, уже слышали о вступлении в силу закона № 217-ФЗ.
Этот закон (можно сказать, долгожданный) разрешил вузам создавать хозяйственные общества для коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

Как оказалось, в первой редакции закон не в полной мере подходит для полноценной коммерциализации технологий. Чего же не хватает для развития вузовских инноваций?

Федеральный закон №217 от 2 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» представляет для государственных высших учебных заведений значительный интерес. В то же время нужно отметить, что для эффективного действия данного закона необходимо устранить некоторые законодательные противоречия и принять ряд нормативных актов.

В частности, второй абзац ст. 2 вышеуказанного закона предоставляет право высшим учебным заведениям вносить в качестве вклада в уставной капитал создаваемых хозяйственных обществ денежные средства, оборудование и иное имущество в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако ст. 6 Федерального закона №198-ФЗ от 24 июля 2007 года «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» запрещает направлять средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, на создание других организаций и покупку ценных бумаг. Данное противоречие затрудняет оказание «стартовой» помощи малым инновационным компаниям со стороны вуза и требует скорейшего разрешения.

Необходимо дать возможность государственным вузам на льготных условиях предоставлять созданным малым инновационным предприятиям в аренду свои площади, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации невозможно. Для того чтобы разместить на своих площадях малую инновационную компанию высшее учебное заведение обязано объявить конкурс на заключение договора аренды, проводимый Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Российской Федерации. Основным критерием заявок на размещение юридических лиц на площадях высших учебных заведений является цена, которую данная компания готова платить за аренду этих площадей. Малые инновационные компании на ранних стадиях своего существования не всегда могут предложить высокую арендную плату, чем и пользуются иные юридические лица, чаще всего, торговые предприятия.

С целью решения данной проблемы Правительству Российской Федерации необходимо принять решение, позволяющее высшим учебным заведениям размещать на своих площадях малые инновационные компании на льготных условиях.

Более того, «молодые» инновационные компании крайне нуждаются в различной поддержке со стороны высшего учебного заведения, от помощи в оплате коммунальных услуг до возможности пользоваться дорогостоящим научным оборудованием, принадлежащим вузам.

Представляется целесообразным нормативно закрепить алгоритм рассмотрения и принятия решения о согласии соответствующего собственника имущества высшего учебного заведения на предоставление имущества вуза в безвозмездное пользование малой инновационной компании с целью внедрения результатов интеллектуальной деятельности.
Для эффективной реализации Федерального закона №217 от 2 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» МГТУ им. Н.Э. Баумана разрабатывает внутреннюю нормативно-правовую базу, регламентирующую следующие вопросы:
  • оценки коммерческого потенциала всех результатов научно-технической деятельности высшего учебного заведения;
  • формирования коммерческих проектов с учетом состояния и перспектив рынка товаров, работ и услуг;
  • оценки существующих рисков (особенно конкурентных) для высокотехнологичной продукции;
  • процедуры принятия решения об учреждении малых инновационных компаний;
  • оценки стоимости учредительных взносов высшего учебного заведения в уставные фонды малых инновационных компаний;
  • порядка оформления пакета соответствующих нормативных документов малого инновационного предприятия, учитывающих интересы высшего учебного заведения, авторов результатов интеллектуальной деятельности и потенциальных инвесторов и партнеров;
  • порядка взаимодействия высших учебных заведений с учрежденными малыми инновационными предприятиями, способствующего максимальной эффективности их деятельности.
Наличие такой нормативно-правовой базы позволит Университету принимать эффективные решения по участию в организации и деятельности малых инновационных предприятий, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.


Поделитесь, уважаемые читатели - ведется ли в Вашем вузе работа по 217-му закону?
С какими трудностями Вы столкнулись? Какие шаги предприняли, чтобы их преодолеть?

Комментариев нет:

Отправить комментарий