понедельник, 21 марта 2011 г.

О роскоши

Сегодня хочу предложить Вашему вниманию статью Сергея Славинского (маркетолог, основатель ресторана "17-19") "Опасности новой роскоши"

Достаточно давно мы обсуждали "роскошные разновидности" - истинную роскошь (pure luxury), полу-люкс (so-luxury) и новую роскошь (newer luxury). Мы говорили о том, что в верхнем сегменте истинной роскоши все стабильно, а вот два остальных - потряхивает и кризис и прогресс. Особенно это касается сегмента "новая роскошь", предлагающего как правило продукты заурядные, но с внешним лоском и выделяющейся дороговизной (собирательный образ - телефон Motorola, обсыпанный бриллиантами).

Эти продукты создаются не на базисе лакшери-сегмента (бескомпромиссной инновации), а путем поверхностного усовершенствования базового продукта. И, как следствие, продукты класса newer luxury без правильной поддержки и политики развития на рынке чувствуют себя очень неуютно. Что греха таить - это чистый маркетинговый продукт в плохом смысле, спрос на который основан не на рациональных мотивах. А значит любой кризис (не только финансовый) может стать последним для компании.

Яркий пример - Vertu. Пока Nokia была "на коне", телефоны Vertu были логичным развитием "вверх" самого-лучшего-мобильника-в-мире. Проблема в том, что в Vertu реализовали лишь один из двух обязательных параметров принадлжености к сегменту. Бескомпромиссность была, а инновации - не было. Лишь прекрасный корпус, скроенный из драгоценных и высококачественных материалов. Логично начавшись с одного продукта, компания пошла по пути увеличения доходов, выведя на рынок более массовый продукт в половину стоимости основного. Это был первый неверный шаг.

А дальше, с появлением "не стыдного" iPhone Nokia потеряла свои позиции законодателя мод в мобильном мире, а софт, который был и в Vertu устарел моментально. Основная проблема, что "демократичный" iPhone (а в особенности - iPhone 4) собран и выглядит не хуже, а в использовании - удобнее. И при этом стоит не мало, чтобы его побрезговали покупать нувориши.

Но основная проблема Nokia и Vertu даже не в этом. Зайдите на сайт Vertu и посмотрите новинки. А потом посетите сайт Apple. И Вы поймете какая пропасть образовалась между девайсами для мобильной связи. Но хуже всего, что Vertu вряд ли сможет выпустить достойную сверхдорогую альтернативу. Почему?

Дело даже не в отсутствии удобной операционной системы. Учитывая, что Vertu сделал ставку на показательное потребление, новый смартфон будет по-просту нечем украсить. Ювелирная работа, которая расползется по боковинкам сенсорного дисплея будет вряд-ли замечена, а лаконичный дизайн iPhone 4 на столько самодостаточен, что даже "золотые торцы" вряд-ли будут смотреться уместно. И даже лондонский весьма чопорный и чувствтиельный к роскоши бомонд ходит сейчас лишь с двумя телефонами - либо iPhone либо Blackberry - оставляя Vertu американским репперам и российским чиновникам.

Конечно, это частный случай, и сценарии развития Vertu может быть куда более оптимистичным. Apple и Vertu - просто показательный пример того, как уязвим может быть рыночный сегмент, где "люксовость" продукта - лишь поверхностная.

Инновации - без них невозможно существовать в сегменте, где привыкли потреблять только самое лучшее. Но лучшее - не всегда означает самое дорогое и зачастую инновационность продукта при высоком качестве его изготовления может с лихвой окупить отсутствие бриллиантов и привлечь ту аудиторию, которая в общем-то и не является целевой. Потому как не цена, а бескомпромиссные инновации являются определяющими в принадлежности продукта к люксовому сегменту.



PS от автора блога ЦИМП: Что скажете, уважаемые любители инноваций?

Комментариев нет:

Отправить комментарий