пятница, 22 января 2010 г.

О реализации закона 217-ФЗ

В августе 2009 года был принят закон 217-ФЗ, позволяющий университетам создавать дочерние хозяйственные общества для внедрения результатов научно-технической деятельности. В каком состоянии находятся дочерние хозяйственные общества сейчас, по прошествии почти полугода?

Я провел поиск по открытым источникам в интернете и, как мне показалось, пока вопросов остается больше, чем ответов.

В качестве наиболее полного и разностороннего обзора хотел бы поделиться найденной статьей "Без промедления" в газете научного сообщества "Поиск":

Без промедления

Вузам рекомендовано не затягивать с созданием малых предприятий

В Учебном центре подготовки руководителей, расположенном в пригороде Санкт-Петербурга, недавно прошел семинар для вузовских проректоров по науке, посвященный реализации Федерального закона №217-ФЗ от 02.08.2009 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности”. Проще говоря, участники мероприятия выясняли, как создавать при вузах долгожданные малые инновационные предприятия (МИП), причем в уникально короткие сроки. И хотя точно вспомнить, как возник рубеж 5 октября никто из проректоров не мог, именно эта дата то и дело упоминалась как крайний срок, в который вузам необходимо уложиться.
Без промедления
Семинар “Направления совершенствования и механизмы повышения эффективности научных исследований в вузах” был проведен по инициативе Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования. Его организаторы собрали в уютном Кочубеевском особняке в Пушкине представителей нескольких десятков университетов, съехавшихся со всей страны. По иронии судьбы, среди участников семинара меньше всего было представителей крупных технических вузов, хотя именно ими создание МИП в скором времени могло бы быть поставлено на поток.
Вопросов у присутствующих накопилось хоть отбавляй (их число поначалу достигало нескольких сотен), но организаторы так спланировали мероприятие, что на большую часть в итоге ответили сами же участники. По словам ректора Учебного центра подготовки руководителей Александра Федотова, главная задача семинара - “обеспечить обратную связь”, поэтому его умышленно решили не проводить в стиле инструктивного совещания. Два дня до глубокой ночи шла детальная проработка представителями вузовского сообщества всех вопросов, связанных с созданием и началом работы основанных на использовании результатов интеллектуальной деятельности малых предприятий. В качестве экспертов выступали представители Минобрнауки, Рособразования, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Роспатента. При этом представителям этих структур тоже важно было получить ответ на свой главный вопрос: в какой организационной, методической и нормативной помощи нуждаются вузы?
В заключительной части семинара его участники по заданию Рособразования рассмотрели несколько проблем и подготовили свои предложения по тому, что и как нужно делать чиновникам, чтобы процесс создания и работы малых предприятий оказался эффективным.
В ходе семинара корреспонденту “Поиска” удалось пообщаться со многими его участниками и выслушать разные точки зрения. Выяснилось, к примеру, что на некоторые вопросы ответа пока так и не нашлось.
Об этом нам рассказал проректор по научной работе МИФИ Анатолий Петровский:
- Мы поняли, что вузам надо как можно быстрее создавать специализированные подразделения. Причем не в виде бывших патентных отделов, а совершенно новые структуры, которые будут управлять интеллектуальной собственностью с точки зрения ее коммерциализации. Должны появиться и патентные поверенные, и оценщики интеллектуальной собственности, и специалисты, которые представляют, что такое технологический маркетинг. Но я не могу пригласить внешнего специалиста для оценки нашего ноу-хау, это секрет. Как быть?
Кроме этого нам нужно срочно вносить изменения в устав, а для этого незамедлительно собрать конференцию трудового коллектива, потом Ученый совет, успеть подать документы в Рособразование, где, как уверяют,“все изменения будут утверждены в 24 часа”, после чего собственно только и должна начаться процедура организации малых предприятий. Параллельно вузам надо незамедлительно начать работу по инвентаризации того, что же все-таки сегодня “есть за душой”, и проанализировать, что из этого можно коммерциализировать.
Есть еще один вопрос, который также остался без ответа: как быть с уже созданными всеми правдами и неправдами технопарками и сотнями малых предприятий вокруг вузов, в которых уже и рабочие места есть, и уникальная продукция выпускается? 217-й закон об этом молчит. Пока получается, что автоматически эти малые предприятия мы не можем перерегистрировать в МИП. То же и с технопарками: о том, что было сделано за многие годы, все словно забыли, и, согласно 217-му закону, нужно все начинать заново. Если честно, немного жаль. На мой взгляд, это иллюзия: мы сейчас все организуем, а завтра в вуз потечет широкий финансовый поток... Не потечет, потому что, как показывает опыт, новые фирмы начинают зарабатывать только через три-четыре года.
В вузах педагогического и гуманитерного профиля свои проблемы. Ими поделился начальник управления научных исследований РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Потачев:
- У нас 142 кафедры, из них процентов 60-70 - психолого-педагогического, гуманитарного профиля. Остальные - естественно-научные, там есть соответствующие исследования и возможно коммерческое использование результатов. Действующие патенты, которые можно было бы коммерциализировать, есть, к примеру, на химическом факультете. Часть из них мы переуступили фармацевтическим фирмам, уже запустившим производство на их основе. Есть патенты и у физиков на различные конструкции и устройства, которые мы кому-то могли бы предложить.
На остальных кафедрах, у гуманитариев, много вопросов относительно результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые нужно еще каким-то образом регистрировать. Мы можем предложить проведение целой серии мероприятий учебного характера, но в серьезный коммерческий оборот их не запустишь. Можно придумать программы для обработки данных, тестирования, но с их защитой и патентованием возникнут сложности.
А вот мнение проректора по научной работе Высшей школы народных искусств (Санкт-Петербург) Светланы Назаровой:
- Создание МИП - дело хорошее, в них могли бы трудоустроиться многие наши выпускники. Но как подойти к этому вопросу? Многие из нас сегодня оказались с такой проблемой один на один, поэтому семинар был очень полезен. И все же пока четкого понимания, какую нишу мы могли бы занять на рынке, у нас нет. О тиражировании предметов искусства речь не идет, ведь тогда они теряют свою эксклюзивность, - отмечает С.Назарова.
Некоторые вузы подошли к созданию МИП во всеоружии, но, как выяснилось, и у них остались вопросы.
Своими мыслями поделилась начальник отдела правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности Томского политехнического университета Елена Селиванова:
- У нас есть уже несколько почти готовых предприятий - одно в сфере ИT-технологий, второе - в области нанотехнологий, третье - в области деревообработки.
Вопрос создания МИП мы прорабатывали давно, знаем, пожалуй, все подводные камни. Но до 5 октября внести изменения в устав и лишь после этого приступать к созданию МИП нерационально. Почему бы не опираться на действующий устав, где есть отдельные положения, которые содержат возможность участия в хозяйственных обществах?
Более оптимистична проректор по научной работе Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А.Соловьева Татьяна Кожина:
- Ценность семинара огромна. Мы приехали, чтобы получить информацию из первых уст, и теперь не чувствуем никакой растерянности. При академии собираемся создать четыре МИП. Тематика исследований, которые проводятся в нашей академии, не исчерпывается авиационной областью. Есть, к примеру, большой задел по утилизации отходов. Мы создали технопарк, научно-образовательный центр, бизнес-инкубатор. Почему бы не открыть еще и МИП?
А вот мнение начальника управления Роспатента Анатолия ­Королева, который также увидел много “узких мест”, требующих разъяснения:
- Большинство вопросов представителей гуманитарных вузов, участвующих в семинаре, касались оформления результатов интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны. Эти результаты не регистрируются, не патентуются. Есть сложности при их постановке на учет, при передаче другим лицам. Гуманитарные вузы могут предложить рынку уникальные методики обучения, программное обеспечение, электронные базы данных. Все это - ноу-хау, которое интересно для определенного сегмента рынка. Оно не патентуется, защищается в режиме коммерческой тайны. С одной стороны, оформление режима коммерческой тайны проходит достаточно просто, но могут возникнуть сложности в постановке на учет и оценке РИД. С техническими вузами ситуация иная. Они имеют огромный научный потенциал. Этот результат интеллектуальной деятельности необходимо патентовать, но процесс может затянуться на несколько лет. При этом не надо забывать о главном: если патент никому не нужен, то создай хоть 10 предприятий - коммерческого результата не будет.
Прокомментировать ситуацию со стороны Рособразования согласилась начальник юридического отдела Административно-правового управления Надежда Черных:
- На семинаре мы услышали, что в гуманитарном вузе создать МИП труднее: меньше вероятности, что в своей деятельности они уже получили интеллектуальную собственность, что у них есть какие-то патенты - просто потому, что это особая сфера.
По словам Н.Черных, наибольшие проблемы в основном касаются процедурных вопросов при создании предприятий, изменений в уставе. Неожиданно много вопросов на семинаре относилось к возможности “выхода из этой затеи”. “Вузы еще не успели МИП создать, а уже просчитывают все юридические последствия их закрытия”, - отметила представитель Рособразования.
- Как юрист, я могу выразить иные опасения. Сфера создания хозяйственных обществ - это область действия корпоративного законодательства. Вузовские юристы, как правило, с ним не работают. Поэтому я призываю их изучить методические рекомендации по созданию МИП, которые размещены на сайте Минобрнауки. Рособразование тоже скоро сделает похожий информационный ресурс, даст свои рекомендации, которые мы выработали в рамках семинара. Нужно рассчитывать на долговременное действие закона. Создать МИП - не самое сложное. Сложно будет грамотно работать в новом правовом поле. Мы услышали много критики в свой адрес, было много эмоциональных выступлений, но, я думаю, их время уже прошло, - подытожила Н.Черных.
Связались мы и с начальником Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования Валерием Кошкиным. Валерий Иванович успокоил: “Никаких санкций к вузам, не успевшим к 5 октября создать МИП, применяться не будет. Главное, чтобы к этому времени возникло понимание, что делать это нужно. Причем не затягивая”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий